МЕДВЕЖЬЕ ЦАРСТВО

Автор фото: Виктория Гаман

9 апреля – 7 июня
Открытие выставки 9 апреля в 15:00

Среди самых любимых игрушек особое место в наших сердцах занимает плюшевый мишка —  символ самой счастливой и беззаботной поры. С  ним мы вместе засыпали и просыпались, играли и делились секретами и точно знали, что в любых обстоятельствах у нас есть пусть и плюшевый, но настоящий друг! Наша выставка напомнит взрослым о радостных минутах детства  и порадует ребят  незабываемой встречей с любимым другом.
В основу экспозиции вошли игрушки-мишки советского производства из личных коллекций, игрушки ручной работы Ирины Прокопьевой, Арины Павлюковой, Наталии Бочаровой, Татьяны Петровой, фотоработы Виктории Гаман и картины Веры Назаренко.

Из истории мишек…

Кажется, что мягкие игрушечные медведи существовали всегда. Но это не так. Массовое производство мишек началось лишь в начале XX века. Во многих странах мягких медвежат с подвижными лапками называют Тедди.  Это имя игрушечные медведи получили неслучайно – они были названы в честь президента Соединенных Штатов Америки Теодора Рузвельта.

В 1902 году Рузвельт участвовал в охоте на медведя. Охотничья команда загнала американского черного медведя и привязала его к дереву, после чего президента пригласили совершить выстрел. Но Рузвельт отказался это сделать, посчитав такое убийство зверя неспортивным. История стала известной и попала в газеты. Интересно, что многие детали происшествия со временем стерлись из памяти, но всем запомнилось, что Теодор Рузвельт, носивший прозвище «Тедди», не стал стрелять в медведя.

Событию этому посвящались карикатуры в политических СМИ. Одна из таких карикатур, на которых добыча президента была изображена в виде маленького симпатичного медвежонка, попалась на глаза Роуз — супруге Морриса Мичтома, хозяина игрушечного магазина. По мотивам карикатуры женщина сшила игрушечного медвежонка, который был выставлен на витрине и мгновенно стал популярным. Моррис Мичтом заручился согласием президента и назвал медвежонка Тедди. Так была основана компания «Ideal Toy Company». Но владелец компании допустил серьезную ошибку, не запатентовав игрушку, и уже вскоре симпатичных медвежат стали производить конкурирующие фирмы.

Существует и другая версия происхождения игрушки. Так, считается, что первый плюшевый мишка был сшит австрийской подданной Маргаритой Штайфф. Идея мягкого медвежонка с подвижными передними лапами принадлежала ее племяннику Ричарду, который спроектировал такого медведя в 1902 году (а по некоторым версиям даже раньше, в конце XIX века). Успех игрушки был ошеломительным: в 1904 году на выставке игрушек в Сент-Луисе было продано двенадцать тысяч медвежат, за что Маргарита и Ричард получили золотую медаль. «Steiff Company» запатентовала бренд и медвежата этой фирмы продаются и по сей день.

Первые австрийские мишки были изготовлены из натурального меха, но этот материал оказался не слишком практичным и чересчур дорогим. Поэтому уже в 1903 году начался выпуск медвежат из плюша. Плюш – мягкая ткань, напоминающая бархат, но с более редким и длинным ворсом. Прикасаться к плюшевым игрушкам очень приятно, хотя секрет популярности плюшевых мишек кроется не только в этом.

Из плюша можно сшить практически любую игрушку, например, зайца или черепаху. Но популярными стали именно плюшевые мишки. С игрушечными медведями в обнимку засыпают младенцы, дети постарше кормят их манной кашей и доверяют свои секреты, а взрослые покупают больших мишек для украшения интерьера или совсем миниатюрных – в качестве талисмана.

Известно, что маленьких плюшевых медвежат часто брали с собой в полет пионеры-авиаторы. А современные девушки на вопрос, какой подарок они считают самым романтичным, нередко называют огромного плюшевого медведя. Большие мишки предназначаются в основном для взрослых. Дети обычно предпочитают медведей среднего размера: такая игрушка может стать партнером для множества интересных игр. Современные медведи, внешне почти неотличимые от своих предшественников, зачастую умеют говорить, записывать речь и двигаться самостоятельно.

Пропорции у плюшевого мишки почти такие же, как у человеческого младенца – возможно, именно это объясняет популярность медвежат у взрослых девушек и женщин. А дети ценят мишек за то, что лапки игрушек двигаются, что позволяет с ними играть в различные игры. Мишки сделаны из мягкого материала, но при этом они довольно плотные – это делает такие игрушки особенно привлекательными.

Многие взрослые коллекционируют плюшевых медведей. Ежегодно коллекционеры, художники, производители и просто любители мягких игрушечных мишек собираются в Мюнстере (Германия) на выставке, посвященной медведям Тедди. Также в мире есть около двадцати музеев мишек, где представлено множество медведей всех видов и размеров.

Самые отчаянные любители мишек Тедди покупают себе все новые и новые экземпляры от именитых дизайнеров. Некоторые экспонаты выпускаются в единственном экземпляре, другие – крошечными партиями. Коллекционные медведи могут изготавливаться из золота и драгоценных камней, как, например, мишка, выпущенный к юбилею «Steiff Company».

Всеобщая любовь к плюшевым медведям нашла свое отражение и в искусстве. Самые известные сказки, героями которых стали медведи – это «Вини Пух» Алана Александра Милна. и «Медвежонок Паддингтон» Майкла Бонда. Авторы наделил игрушечных медвежат рассудительным нравом и неунывающим характером.

Новое рождение пережил медвежонок Тедди в 1987. Трогательного серого медведя в заплатках придумал Марк Пейн, сотрудник налоговой службы. Он серьезно заболел, и чтобы как-то себя занять, стал рисовать рождественские открытки для своего друга Стефана Хайнса. Грустный потрепанный медвежонок «Me to» стал не менее популярным, чем его плюшевый прототип. Компания Carte Blanche, основанная Стефаном Хайнсом, стала производить миллионными тиражами не только открытки, но и всевозможные аксессуары с очаровательным медвежонком. Этот мишка популярен в первую очередь среди взрослых: наверное, у каждой девушки найдется дома если не майка, то блокнот или хотя бы открытка с милым медвежонком.

Русский мишка…

Информации о дореволюционной истории российских плюшевых мишек очень мало. Конечно, и в Европе и в Америке мишки с подвижными лапами и головой (те, что мы сейчас зовем мишками-тедди) появились только в начале ХХ века, а России большую часть начала века было, мягко скажем, «не до игрушек». Мишек с подвижными лапками не выпускали. Были дешевенькие мягкие игрушки, создаваемые местными умельцами или монахинями в монастырях для простого люда, а обеспеченные россияне покупали для своих отпрысков заграничных плюшевых мишек.

Самое удивительное, что в период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось, хотя и, естественно, развития не получило. Например, на базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек и простеньких, как прежде, и посложнее.

К слову, в других регионах России до 50-х годов мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами: А. Изергиной, С. Российской, С. Поливановой, М. Широковой и др.

Наиболее известной разработчицей выкроек для мягкой игрушки была Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама, коллекционера, исследователя игрушечного промысла, основателя музея игрушки (музей, кстати, по сей день работает в Сергиевом Посаде).

Итак, именно в 30-40 годах сформировался образ российского мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам. В дальнейшем, к сожалению, массовое производство мягкой игрушки в СССР, а позднее и в РФ шло только по пути упрощения образа мишки, созданного чудесными мастерами.

В отличие от своего заграничного собрата, голова советского мишки чаще всего шилась на основании выкройки мяча из 4 частей (голова европейского и американского классического мишки состоит из трех частей: 2 профилей и средней части – клина). Лапки у советских мишек толстенькие и коротенькие, что тоже отличает его от иностранных собратьев.

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и байки (зачастую это были остатки других швейных производств). Особые экземпляры (юбилейные и т.д.) делались из хлопкового плюша. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде (которая являлась составной частью игрушки и не снималась). Конечно, и немецкие мишки в бедные годы делались из солдатского сукна, но большую часть времени, все-таки, использовались профессиональные материалы.

Глазки советских мишек делали из бусин или из пуговиц. На более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали. Набивали мишек, как и везде, стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, так как шерсть была дороже других вариантов набивки. Голову мишек часто делали из папье-маше, а полом обтягивали или обклеивали материалом. Чаще всего ее просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах. Первый вариант по сути мало чем отличается от классического крепления лап в иностранных мишках. Диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались. Второй вариант крепления – это так называемый сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли. Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка. Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.

К сожалению, идеология качества советских и западных мишек коренным образом различалась. Преимущественно советские мишки, как и другие «товары народного потребления», производились по принципу «главное – много, а качество не важно».  Может, поэтому не так много их сохранилось в хорошем состоянии до наших дней.

В то же время, не будь у советских производителей такого подхода, не появился бы в нашей литературе всеми любимый Чебурашка. Ведь его образ Эдуард Успенский создавал на основании  бракованного мишки – друга детства автора.