Выставка памяти

«Дары лета». 1996. Лев Журавлев

 23 июня — 7 августа.
Открытие 23 июня в 15:00
Выставка двух художников приурочена к 105-летию со дня рождения Андрея Полюшенко и 85-летию со дня рождения Льва Журавлева.

Творчество Полюшенко и Журавлева относится к периоду советской живописи 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов. Несмотря на разницу в возрасте, творчество двух художников сложилось не только благодаря классической русской школе живописи, но и под влиянием популярного «сурового стиля», который отличала всегда обостренная гражданская и творческая позиция художника. Оба мастера старались художественно воссоздать действительность без обычной в 40–50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации малозначительных сюжетов, а также без иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой, – то есть без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности. Художники использовали лаконичные средства выражения, и многое заимствовали от монументального искусства. Это сказалось и в сюжетах произведений, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в напряженной эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. В пейзажном жанре, который изобилует в творчестве Полюшенко и Журавлева по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории: их отличает неизменный профессионализм и традиционная для русского искусства поэтизация натуры.

Андрей Петрович Полюшенко (1911-1985) родился в 1911 году в деревне Коренной Богучарской Волости Воронежской губернии в крестьянской семье. Детство его пришлось на трудные годы. Шла гражданская война. Но, именно, тогда в маленьком мальчике был замечен талант художника. Бежав от голода на Кубань, семья Полюшенко осела на станции Тихорецкая, и Андрей, наблюдавший за невероятным, для него, оформлением агитпоездов брал кисточку и рисовал часами. После войны Полюшенко учится в нижегородской художественной школе С.П. Соколова – ученика И.И.Шишкина и М.К.Клодта. «Если хочешь быть настоящим художником, то вставай до восхода солнца! Живопись не развлечение, а тяжелый труд. Без напряженного труда, без восторга нельзя работать пейзажисту» — эти слова Соколова стали девизом молодого живописца. Под руководством опытного учителя Полюшенко работает на пленэре. Осень, зима, весна, лето – времена года и состояния природы трудно поддаются кисти, их надо пережить в душе: «расцвести, вызреть и облететь» самому, прежде чем передать все это на холсте. Не только увидеть, но услышать музыку переменчивой природы, «передать мелодию пейзажа». В 1935 году Полюшенко участвует в областной художественной выставке в Нижнем Новгороде, а затем ежегодно представляет свои работы в областных, зональных республиканских и всесоюзных художественных выставках в Москве. Художники периферии – так называли тогда их, молодых деятелей искусства, живущих в самых разных уголках СССР. Они объединяются в организацию под названием «Всекохудожник» и проводят в Москве ежегодные выставки своих работ, собирающие тысячи зрителей. Во время войны Полюшенко возглавляет художественную мастерскую агитплаката. В этот период появляется много картин, посвященных военной тематике. В 1949 году Полюшенко с семьей переезжает в Мытищи, в небольшой деревянный дом недалеко от Владимирской церкви. В дальнейшем с 1976 года по 1985 Полюшенко с семьей живет в доме №15 по улице Веры Волошиной в Перловке. Он постоянно участвует в различных выставках как персональных, так и тематических. Каждый год выставляет много новых произведений, так как работает, не жалея сил, с утра до вечера. Полюшенко был избран в члены президиума правления Московского областного Союза художников РСФСР. За творческие успехи и общественную деятельность в 1965 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1981 году – народного художника РСФСР. Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Мытищинской районной картинной галерее, в Мытищинском историко-художественном музее, в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, в Свердловской областной картинной галерее и в частных коллекциях в России и за рубежом. 
 

Лев Николаевич Журавлев (1931-2008) родом из донских казаков. Родился он в 1931 году в городе Котельниково Волгоградской области в семье железнодорожника. Детство его пришлось на военные годы: в эвакуации в Туркмении он, как и многие другие советские дети, собирал хлопок, помогая стране. Спустя много лет он снова окажется в Туркмении на службе в армии. В 26 лет Журавлев заканчивает Пензенское художественное училище. Среди его педагогов были известные в ту пору мастера, но наибольшее влияние оказал на него И.С.Горюшкин-Сорокопудов, один из учеников И.Е.Репина. На фотографиях тех лет мы видим Льва Журавлева – стоящего перед мольбертом красивого молодого черноволосого художника с трубкой во рту и кистью в руке. Высокого роста, широкоплечий, с благородной осанкой и ироничной улыбкой на губах, он производил впечатление артистичного, обаятельного человека, влюбленного в свою профессию. Его творческий путь начался с первой выставки в Тернополе. Но настоящего художника никогда не задержит один город – ему нужны впечатления. Замечательные серии работ были созданы Львом Николаевичем благодаря путешествию на полуостров Мангышлак и Карпаты. Большая серия работ была написана им на Енисее, где он побывал во время  строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь им созданы одни из лучших и запоминающихся полотен: «Карлов створ», «Саянские березки», «Поселок на Енисее» и многие другие. Но и там художник не задерживается надолго, и вскоре, вместе с семьей, переезжает в Закарпатье. Его тянуло к живописным горам, неописуемому солнцу, которое он постоянно пытался запечатлеть на своих картинах, а также к природному буйству красок. Это был невероятно плодотворный период в его творчестве. Также важным этапом в творчестве Журавлева стала поездка в Чехословакию. Многие работы, написанные в это время, были весьма успешными и представлялись за границей: в Чехословакии, Венгрии, Австрии, Румынии. И все же, никакое  великолепие европейских видов не могло сравниться с красотой родных российских и украинских просторов, оставивших след в его душе на всю жизнь. 

Не случайно одним из самых важных моментов в творчестве и жизни Журавлева, стал его переезд из Закарпатья в подмосковный город Мытищи. Здесь талант художника развернулся в полную силу. Помимо того, что он был прекрасным пейзажистом и портретистом, в нем открылся новый дар – мастера натюрморта.
Журавлева живо интересовал замечательный мир, куда органично входят окружающие нас цветы, плоды, предметы народного крестьянского быта – туеса, гончарная посуда, вышитые, домотканые полотенца и другая разнообразная утварь. Натюрморты у него получались сочными и настолько живыми, что казалось – можно протянуть руку и потрогать глиняный кувшин или отломить кусочек садовой ветки.
Тема Подмосковья заставляет его постоянно находиться в движении, снова быть в поиске и творческих порывах. На протяжении всей творческой жизни Лев Николаевич активно работал над пейзажем, портретом, сюжетными композициями, но излюбленным жанром для него всегда оставался натюрморт. Работы Журавлева художественно точно передают образы природы, предметов, людей или отдельного человека, — одним словом, все богатство и многообразие окружающей жизни. Благодаря тончайшим нюансам, порой невероятным цветовым решениям, которым художник всегда уделял особое внимание, — его картины по мере разглядывания их наполняют особым цветом, духом, музыкой, светятся радостью. В каждой из них – часть его души, особый смысл, который он вкладывал в любое свое произведение. Полотна Льва Николаевича Журавлёва, члена Союза художников РФ, находятся во многих музеях и частных коллекциях России, Украины, Италии, Франции, Канады, США, Великобритании.