Мир японских кукол КОКЭСИ

В рамках фестиваля «Японская осень»
выставка «МИР ЯПОНСКИХ КУКОЛ КОКЭСИ»
21 августа — 28 сентября

Коллекцию кукол Кокэси из 74 экспонатов разных авторов собрал Японский фонд — для культурного обмена с другими странами. Выставка, представляющая искусство мастеров Кокэси различных регионов Японии, уже побывала в Америке и Юго-восточной Азии, теперь она представлена в Мытищах.

СИБАТА Токихиро
директор Ассоциации традиционных японских кукол «Кокэси»

«Каждая часть мира имеет свои отличительные народные игрушки, свойственные тем местам, где они возникли. Стиль и характер народной игрушки варьируется от региона к региону, от страны к стране. Уникальные народные игрушки можно найти в каждой части Японии.
Типичная традиционная игрушка Японии – деревянная кукла Кокэси. Сегодня Кокэси изготавливаются по всей стране, но только в регионе Тохоку (северная часть острова Хонсю), они сделаны в соответствии с местными традициями, которые передаются мастерами от поколения к поколению.
Эта выставка представляет не только традиционные, но и авторские Кокэси, а также другие деревянные игрушки, которые свидетельствуют о том, как развивается старинный японский промысел в поисках новых форм». 

Появление кукол Кокэси тесно связано с культурой и повседневной жизнью японского северо-восточного региона Тохоку. Ремесленники, изготавливавшие с помощью токарных станков миски, подносы и другую утварь, начали производить деревянные куклы Кокэси. Такие куклы покупали посетители местных горячих источников для своих детей.

Традиционные куклы Кокэси создаются мастером вручную. Один мастер выполняет всю работу от начала до самого конца, поэтому каждая кукла отображает характер своего создателя. Именно это отличает Кокэси от других национальных игрушек, которые обычно являются результатом работы нескольких человек.

 Кокэси производятся в различных частях региона Тохоку и отражают не только индивидуальность создавшего их мастера, но и самобытность местности, где они были изготовлены. Место изготовления кукол можно определить по их форме и по нанесенным на них узорам. Всего выделяют одиннадцать типов Кокэси (по месту создания): Цукию, Тогатта, Ядзиро, Наруко, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао-такаю и Хидзиори.

 Помимо традиционных Кокэси, существуют также авторские. Хотя традиционные куклы создаются одним мастером и отражают его характер, по форме и росписи они все же ограничены традициями той или иной местности. В то время как внешний вид авторских кукол не ограничен ничем, кроме воображения мастера.

Авторские Кокэси получили широкое распространение после Второй Мировой Войны. Их, в отличие от традиционных кукол, изготавливают не только в Тохоку. Чаще всего мастера авторских Кокэси обосновываются на окраинах больших городов. Это дизайнеры, которые в своих работах пытаются отразить волнующие их темы.

Конструкция  традиционной Кокэси проста: у нее длинное тело цилиндрической формы, без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. В качестве материала для изготовления Кокэси используется древесина различных сортов деревьев — вишни, кизила, клёна или берёзы. Для традиционных Кокэси характерен максимальный лаконизм – отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным,  и желтым цветами. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи Кокэси ( пожалуй, только тип Цугару из префектуры Аомори  составляет исключение из правил: эти Кокэси очень разнообразны, и художники создающие их,  не ограничивают себя рамками традиций). Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми  хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело Кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде  перевернутого треугольника. Для Кокэси Ядзиро  из города Сироиси характерно расширение туловища  (а иногда и зауженная талия) и роспись кольцами.  Завершая работу  над Кокэси, мастер ставил на донышке свою подпись, у современных  Кокэси часто можно встретить не  автограф художника, а штампик или наклейку.

Традиционные Кокэси обычно созданы вручную,  так что каждая кукла полностью отображает характер человека, который сделал ее. Это отличает Кокэси от других народных игрушек, которые обычно являются плодом воображения нескольких мастеров. Традиционные Кокэси являются ярким отражением не только характера и темперамента отдельных авторов, но и местной окружающей среды, в которой они живут.

Так как Кокэси производятся в различных частях региона Тохоку, их формы и узоры стали специфичными, так что можно легко распознать, где были сделаны Кокэси, глядя на их особенности. Современные традиционные куклы, могут быть классифицированы по одиннадцати типам:

ЦУКИЮ
Оригинальные куклы ЦУКИЮ появились в префектуре Фукусима. Они имеют гусиную шею, совмещенную с телом-шипом, вставляющимся в головку  и двойное окрашенное кольцо на голове с красным орнаментом под названием «kase». Тело Кокэси ЦУКИЮ расписано орнаментом из колец, носящим название Рокуро («обратный поворот»), и иногда дополнено другими мотивами.
Места производства: Цукию-Онсэн, Фукусима-Ши, Инаваширо-маки, Айдзу Вакамацу-Ши, Харано-маки, Конан-маки и Дакэ-Онсэн.

ТОГАТТА
Типичные куклы ТОГАТТА производятся в префектуре Мияги и имеют прямой цилиндрический корпус с узкими глазами. Отличительной особенностью ТОГАТТА — кокэси является  тонкое тело и расходящиеся от темечка красные линии, которые спускаются ото лба вниз по щекам. Узоры на теле расписываются вручную. Обычно — это хризантемы и цветки сливы. Некоторые куклы данного вида  бывают разных цветов, имеют различные яркие линии и прически в стиле «Боб».
Места производства: Тогатта Онсэн, Аонэ-Онсэн, Сэндай Ши, Идзуми, Томия-маки и т.д.

ЯДЗИРО
Образцы этих кукол впервые разработаны в деревне Ядзиро, в городе Сироиси, префектура Мияги. Кокэси этого типа имеют головки-заглушки, присоединенные к телу. В верхней части головы расположены разноцветные линии, формирующие рисунок наподобие берета. Цилиндрическое тело обычно довольно полное, расписано узорами из цветков или листьев.
Места производства: Камасаки-онсэн (деревня Ядзиро), Сироиси-Ши, Сикикасуку-маки, Иваки-ши, Корияма-ши, Сиокава-маки, Ацусио-онсэн и Сирабу-онсэн.

НАРУКО
Возникнув в Наруко (префектура Мияги), этот тип Кокэси имеет голову с гусиной шеей. Особенностью кукол НАРУКО является то, что у них вращается голова, покрутив которую, можно будет услышать характерный  тонкий писк (отсюда название «плачущая  кукла»). По бокам у головы НАРУКО прописаны черные пряди, называемые Мизухикиде.
Места производства: Наруко-онсэн, Мураяма-ши (Татеока), Фунагата-маки, Гиндзан-онсэн, Хираидзуми-чо, Ханамаки-ши, Хиросаки-ши, и т.д.

САКУНАМИ
Кокэси, типичные для региона  САКУНАМИ, имеют головку-заглушку, соединенную с  телом, на котором изображен красный кольцеобразный орнамент. У них тонкие фигуры и большие головы,  а также специфическая рисовка волос  — отдельная прямая прядь на макушке (у многих  раздвоенная челка). Отличительной чертой является узор с изображением хризантемы, расположенный  в пространстве  между токарной линией на верхней и нижней частях тела.
Места производства: Сакунами-онсэн и Сендай-ши.

 

ЯМАГАТА
Этот тип кукол впервые был изготовлен семьей Кобаяси, чьи навыки были приобретены у ремесленников в регионе Сакунами. Голова и тело ЯМАГАТА — Кокэси являются составными. Узор  на верхней части головы состоит из колец и линий. Фигура относительно тонкая, а узоры в виде изображения сливы и вишни в цвету или хризантемы располагаются на верхней и нижней частях тела. В целом эти куклы до такой степени напоминают  Кокэси Сакунами, что не все исследователи выделяют ЯМАГАТА в отдельный  тип.
Места производства: Ямагата-ши, Ёнэдзава-ши, Сагаэ-ши, Кахоку-чо и Тэндо-ши.

КИДЗИЯМА
Кокэси производятся в основном в области KИДЗИЯМА (префектура Акита). Особенностью этого типа Кокэси является цельность куклы, которая вытачивается из единого массива дерева. Такая техника называется Цукурицукэ. Голова Кокэси обрамлена длинной челкой, а туловище украшено фартуком с изображением хризантем.
Места производства: Кидзияма, Инакава-маки, Юзава-ши и др.

НАНБУ
Этот тип Кокэси родом из префектуры Иватэ. Кокэси НАНБУ — это игрушка с подвижной головой. Изначально она была предназначена для детей, у которых режутся зубки, поэтому роспись на куклах как правило отсутствовала.
Места производства: Ханамаки Ши, Мориока Ши и Мияко Ши.

ЦУГАРУ
Кокэси ЦУГАРУ производятся главным образом в  Овани (префектура Аомори). Голова и тело куклы неразделимы, некоторые имеют осиную талию, а другие мощные  плечи, отражающие влияние Наруко-кокэси. У многих Кокэси ЦУГАРУ густые черные волосы, покрывающую большую часть головы. В остальном же эти куклы очень разнообразны, и то, каким будет их облик, зависит только от предпочтений художника.
Места производства: Овани-маки, Куроиси-нурою-онсэн и Хиросаки-ши.

 ДЗАО-ТАКАЮ
ДЗАО-ТАКАЮ Кокэси произошли от кукол Тогатта, но в отличие от них, имеют более мощные и устойчивые тела.  У головы, как правило, красные гладкие края на макушке, а иногда у некоторых Кокэси можно увидеть каре из черных волос. Фигурка окрашивается различными узорами, включая хризантемы и цветы вишни.
Места производства: Ямагата-Ши, ДЗАО-Онсэн, Каминояма-Ши, Ёнэдзава-ши и Атсуми-маки.

ХИДЗИОРИ
Тип кукол ХИДЗИОРИ произошел  от комбинации типов Toгатта и Наруко. Они имеют голову-крепеж, а верхняя часть головы окрашена в черный цвет с добавлением красных узоров. Довольно толстое тело с грузными плечами расписано цветочными узорами, обычно хризантемами, хотя на некоторых можно увидеть и изображение карликового бамбука.
Места производства: Хидзиори-онсэн и Сендай-ши.

Историки предполагают, что русские деревянные матрешки произошли именно от кукол Кокэси. Точных подтверждений нет, но есть основания полагать, что в конце XIX века русский меценат Анатолий Мамонтов, предлагая художнику Малютину и токарю Звездочкину сделать первую матрешку, имел в виду изготовление русского образца по японскому исходнику, хотя возможно это был образец куклы Дарума.

В современной Японии традиционная токарная деревянная игрушка Кокэси является популярной сувенирной продукцией, характеризующей культуру Японии. КОКЭСИ — символ жизнестойкости и силы японского народа, предмет эстетического созерцания и культурная ценность далекого прошлого.