НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА

Ёлочный шар. Ручная роспись

13 декабря — 26 января
 Новогодняя ёлочная игрушка. История и современность.

На выставке вместе со старыми советскими игрушками представлены уникальные елочные игрушки российских фабрик «Ёлочка», «Клавдиево», «Ариэль», «Крона», ООО «Форм», Мастерская новогоднего стиля «Винтажный шар», ООО «Зимние сказки», «Иней»

 «…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было…».  
Отрывок из рассказа «Чук и Гек» Аркадия Гайдара


Считается, что елочная игрушка в России вместе с украшенной рождественской елкой появилась в 30-е годы 19-го века. В Германии конечно, гораздо раньше использовали елочную игрушку, наряжали елку. Немцы привезли эту традицию со своей родины, и воспроизвели  ее  в России, а  первые игрушками стали  стеклянные бусы кустарного производства. Ремесленники додумались, что бусы можно вешать не только на женщин, но и на елку.

Самая первая  публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, и украшена она была цветными лоскутами бумаги.  Затем елки стали устанавливаться уже повсеместно, и достаточно широко. Публичные елки были не менее распространены, чем елки домашние. Они устанавливались  в театрах, и городских клубах.

 Но был в России период, когда праздновать Новый год и Рождество, наряжать елки — было запрещено. «Отцы революции» посчитали это действо буржуазным пережитком. Начался этот период в 1925 г., окончательная отмена празднования Рождества произошла в 1929 г. С ней отменили и обычай ставить елку.

Только в конце 1935 г. было принято решение о возобновлении празднования Нового года. Тогда же разрешили устанавливать и наряжать елку — уже не рождественскую, а новогоднюю — советскую. Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты; для жесткости их покрывали клейстером со слюдой, а лица делали из глины, папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли «строители коммунизма»- красноармейцы, спортсмены-лыжники, а также клоуны и акробаты, ведь товарищ Сталин очень любил цирк. Кроме ваты в производстве использовали серебристый картон. Склеивали между собой две выпуклые половинки будущей игрушки. Такие фигурки напоминали «дрезденские» картонажные дореволюционные игрушки, но были более плоскими. Кусочки картона с тиснением покрывали серебристой фольгой, а потом красили из распылителя порошковыми красками. Картонажные елочные игрушки выпускались очень долго, вплоть до 1980-х годов.

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, Красная Шапочка, Кот в сапогах, доктор Айболит. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.
Игрушки 30-х годов сделаны из ваты, картона и стекла, поскольку до 1935 года производства елочных игрушек в стране не существовало. Редчайшими экспонатами считаются украшения из прессованной ваты, облитой лаком – пионеры, фрукты, грибочки, зайчики-лисички. Елочные украшения из ваты были очень популярны в 30-60-е гг. двадцатого века в СССР. Производство ватных игрушек осуществлялось различными способами, в том числе намоткой на станке-веретене.

Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика — «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, машины, фигурки зверей. К сожалению стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного. Власть вкладывала в елочную игрушку только одно: она использовала ее как важное воспитательное средство. А люди воспринимали елочную игрушку подчас совершенно по-другому. И когда они приобретали елочные украшения, они совершенно не задумывались о том идеологическом смысле, который был в нее заложен. Их, прежде всего, привлекала красота. И пусть это был красивый шар с серпом и молотом, они его покупали. Но не потому, что там был серп и молот, а потому, что шар был красив. Советская власть, конечно, очень потрудилась над тем, чтобы создать идеологически заданный образ советской новогодней елки. В конце 1930-х годов выходили многочисленные инструкции, в частности Наркомпроса, где подробно было написано, как украшать образцовую советскую елку: что должно быть на макушке, какие игрушки должны висеть, как должно быть оформлено подножие советской елки. Причем здесь допускалась исключительно интересная вещь: у подножия елки могли быть выстроены композиции сразу на несколько актуальных для того времени сюжетов. Например, подвиг челюскинцев, образцовая советская квартира, образцовый советский колхоз – и все это располагалось под одной елкой. Но красная звезда присутствовала всегда. Многие наверняка уже не помнят, как выглядели их елочные игрушки, но красную звезду на макушке – помнят все.

Елка в годы войны представляла собой очень специфическое явление. В этих тяжелых условиях наблюдался рост религиозности населения, и очень часто военная елка представляла собой переплетение советской новогодней и религиозной рождественской елки. Современники пишут о том, что на такой елке висели и прежние дореволюционные рождественские украшения и одновременно рядом могла висеть красная звезда и шары с изображением серпа и молота. В условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали. На заводе «Москабель» крутили проволочные украшения из отходов производства, получались великолепные работы: клетки для птиц, звезды из переплетенных золотисто-красных нитей. Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Из того, что было под рукой.

С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». С этого момента стали выпускать игрушки мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики.

 К юбилею Пушкина была создана серия с персонажами его сказок, также были популярны игрушки с героями сказки «Чиполлино» и «Доктор Айболит». После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде часов, стрелка которых замерла на «без пяти двенадцать». Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР.

С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток. И елочки были им под стать — такие же маленькие. Что было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в стесненных условиях советских коммуналок. Этими миниатюрами можно и сейчас украсить игрушечную елочку. После полета в космос была выпущена серия советской елочной игрушки — украшения в виде спутников, ракет и космонавтов.

К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Игрушки потеряли свою уникальность, «тонкость» исполнения, стали более грубыми, менее прописанными и разнообразными. Поэтому к коллекционным в основном относятся елочные украшения, произведенные до 1966 года.

 В семидесятые годы, кроме непременной красной звезды, водружаемой на макушку ели,  появляются множество верхушек-пик — совсем по-западному. Первые наши пики- наконечники появились в виде ракеты, отрывающейся от земли. Среди игрушек, произведенных в 1970-1980 годы часто можно встретить игрушки из пенопласта.

1990-е годы, естественно, принесли большие изменения, и прежде всего, изменился сам рынок. Игрушка из-за рубежа, в основном, китайская игрушка, буквально заполонила российский рынок. Эта игрушка имела ряд преимуществ. Во-первых, она была небьющаяся, дешевая, хорошо хранилась и, казалось, была достаточно красивой. Но в последнее время, благодаря наращиванию производства на российских фабриках появляется прекрасная российская игрушка, изготовленная по старинной технологии путем выдувания — игрушка ручной работы. Безусловно, с ней не могут сравниться игрушки китайского производства.

Какический процесс производства стеклянных елочных украшений основан на пии творческого ручного труда. 

Как создаются игрушки.
Дутье изделий 

Стадии подготовки стекла к дутью производятся вручную и подразделяются на калибровку стекло дрота, его промывку, сушку и протирку. Мастерство стеклодувов самобытно. Уникальные приемы этой творческой профессии требуют больших навыков и способности чувствовать стекло.

Изготовление изделий свободной выдувки

Изготовление декоративных, геометрических, сюжетных фигур производится вручную одно–, двух–, трех– и многоступенчатым способом. Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке. Отрегулировав размер пламени горелки для создания нужной температуры стеклотрубки (стеклодрота), стеклодув равномерно вращает стеклодрот, разогревает его до состояния полного размягчения, что определяется по цвету и текучести, затем вдувает воздух до полного формирования изделия. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, соблюдение равномерности
вращения производится визуально и интуитивно «на глазок». Способность стекла быстро остывать создает внутреннее напряжение, поэтому для получения прочного тонкостенного стеклянного изделия требуется определенное умение. Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует от 6 до 23 приемов. Изделия дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут иметь конусную поверхность, правильные грани, витые грани ― все это достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в пламя горелки для размягчения стекла, поддувом воздуха изо рта после каждого размягчения. Стеклодув придает изделию индивидуальную пластическую форму (применяет метод творческого варьирования). Чтобы создать елочное украшение в виде «традиционного прожектора», стеклодув пользуется деревянным карандашом или штампом, на котором отображен задуманный художником рисунок. Стеклодув разогревает определенную зону на елочном шаре и вдавливает штамп или карандаш в размягченную зону шара, одновременно через «ус» втягивая воздух в себя.

Изготовление елочных украшений формовой выдувки.

Фигурные изделия, получают свою жизнь сначала на эскизах художников, которые затем лепят их образцы из пластилина, изготавливают гипсовые модели, а затем гипсовые формы. После апробации этих форм и прохождения художественно–технического Совета на их основе изготавливается оснастка ― металлические формы для изготовления изделий формовой выдувки. Для получения изделий формовой выдувки разогретая «пулька» помещается в форму и раздувается воздухом, затем форма, состоящая из двух половинок, раскрывается, и игрушка обжигается на пламени стеклоплавильной горелки для снятия напряжения. Использование форм позволяет иметь широкий ассортимент изделий не только свободной выдувки, но и более сложной конфигурации. Лакирование стеклянных елочных украшений. Окраска елочных украшений осуществляется нитролаками, нитроэмалями и другими материалами. При составлении красок и лакировании широко используется метод творческого варьирования. Используются следующие покрытия:

— цветное лакирование (лачение «голья» в цветные нитролаки)

— цветное матированное;

— зеркальное цветное лакированное;

— зеркальное цветное матированное.

Лачение производят в кабинах, где под вытяжкой находится емкость с лакокрасочным материалом. Лакирующее изделие погружают в краску вручную. Погружать изделие надо постепенно и одновременно вращая его, чтобы при погружении оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться под пленкой и испортить покрытие. Быстрота вынимания изделия из емкости также отрицательно сказывается на качестве лакирующего слоя. В этом случае возможно неравномерное лакирующее покрытие в виде затеков. После лакирования изделие устанавливается строго вертикально, чтоб не было затёков в лотки сушильной камеры, заполненные песком или опилками. После просушки декоративного лакирующего слоя с «усиков» вручную ветошью удаляются остатки песка или опилок и изделие складывается в лотки. Художественную направленность наших мастеров отличает богатство фантазий, многообразие создаваемых форм изделий (шары, колокола, шишки, подвески, сосульки и предметы сложной формовки разных размеров), высокое художественное исполнение, творческое варьирование рисунков, расширение тематики (планируется создание коллекции пасхальных яиц) и многообразие колористики и декора.

Фабрика «ЕЛОЧКА»

Старейшая фабрика по изготовлению стеклянных ёлочных украшений  — предприятие народно-художественных промыслов «Ёлочка» — производит уникальные стеклянные игрушки  ручной работы. Их красота и качество были неоднократно оценены по достоинству на многих Всероссийских и Международных выставках. И это неудивительно — ведь Клинский край издревле славился своими умельцами-стеклодувами, которые передавали секреты своего мастерства от отца к сыну больше 150 лет.

Всё началось с 1848 года: именно тогда князь А. С. Меншиков получил разрешение открыть в своём имении Александрово стеклянный завод, на котором и стали выпускаться лампы, бутылки, изделия из цветного стекла и даже хрусталь!  Впрочем, предприимчивые ремесленники-кустари, оборудовав маленькие мастерские, быстро составили заводу своеобразную конкуренцию: тоже начали изготавливать стеклянные бусы, которыми принято было украшать ёлки.

Увы, но революция уничтожила частные предприятия, но, несмотря на это, стеклодувный промысел не исчез. Появились артели, и стеклодувное мастерство стало настолько востребованным, что в селе Воздвиженское Клинского уезда открылось фабрично-заводское училище, воспитанники которого становились мастерами по выпуску медицинской аппаратуры и, конечно же, традиционных ёлочных украшений.

Умельцы совершенствовались в своём мастерстве, искали новые формы и приёмы и начали создавать не только бусы, но и сосульки, шары, сказочные фигурки.

Многого ещё достигли бы стеклодувы, но война нарушила мирный ход их жизни. Артели были распущены, мастерские разрушены… Однако после окончания войны жители Клинского края принялись восстанавливать мастерские и вновь налаживать работу. Немало времени и сил потратили они, чтобы возродить то, что было почти полностью уничтожено. В первую очередь вернувшиеся к работе мастера начали производить медицинскую аппаратуру, столь необходимую в то трудное послевоенное время. Однако позже приступили они и к своему любимому занятию — изготовлению ёлочных украшений. Их упорство принесло свои плоды: к 50-м годам стекольный промысел достиг довоенного уровня, а позже артели объединились в фабрики и переехали в хорошо оборудованные производственные помещения.

Объединение «Ёлочка» появилось в 70-е годы, когда Высковская, Решетниковская и Круговская фабрики перешли в подчинение Министерству местной промышленности. В 1987 году к ним присоединилась и Клинская фабрика елочных стеклянных украшений.К сожалению, кризис перестроечного времени коснулся и объединения, что привело к уменьшению производительности и сокращению числа работников. Однако и это тяжёлое время стеклодувы пережили, а в 1992 году появилось ОАО «Ёлочка», которое функционирует и до сей поры.

Время, кризисы, войны и проблемы не властны над стеклодувным мастерством. В наши дни ручной труд ценится повсеместно. А уж красивые и оригинальные изделия из стекла и подавно никого не оставляют равнодушными. Какие только украшения ни производят мастера: фигурки людей и животных, персонажи сказок, крошечные самовары и чайники, яркие шары и прочие оригинальные ёлочные украшения, расписанные вручную в национальных художественных традициях.

Мы надеемся, что сказочно красивые стеклянные игрушки, созданные руками настоящих мастеров своего дела, украсят и вашу ёлку. А вы будете передавать их по наследству, как умельцы передавали из поколения в поколение свой уникальный опыт.

ИГРУШКИ ФАБРИКИ ЕЛОЧКА ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ САЛОНЕ НА 1 ЭТАЖЕ

Фабрика «КЛАВДИЕВО»

Клавдиевская фабрика елочных украшений  была основана в 1948 году. Конечно, в те послевоенные годы это была небольшая мануфактура, которая обрабатывала стекло для медицинских нужд. Но уже в 1954 году предприятие  было переквалифицировано под производство новогодних елочных украшений из стекла. С этого момента фабрика развивалась более 30 лет. В эти годы были созданы цеха по производству гирлянд из фольги, искусственных елок и елочных игрушек из «фольгированной бумаги».

В советские времена на фабрике трудилось более 650 человек. Работа велась в две смены, а под Новый год —  переходили на круглосуточный режим.  Клавдиевская фабрика елочных игрушек была одним из основных предприятий отрасли. Продукция фабрики задавала тон «моде» на елочные игрушки во все Советском Союзе. Стеклодувы создавали шедевры, которые  высоко ценились коллекционерами.

В 2012 году акционеры начали поэтапную реставрацию производства. Восстановили отопление, полностью пересмотрели подходы к качеству и ассортименту продукции и наладили сбыт. Уже в 2013 году фабрика выглядит  гораздо свежее — покрашенные в разный цвет трубы радуют глаз не только детей, но и взрослых.

Елочные шары и формовая игрушка фабрики выдувается  только из высококачественного стекла белорусского и польского производства. Используются современные немецкие и отечественные лаки. Каждый шар, каждый новый пейзаж проходят не только утверждение художественным советом, но и тестирование специальных «фокус-групп». Продукция стала выглядеть современно и достойно конкурирует не только с российскими, но и с европейскими фабриками.

На фабрике выпускается авторская  серия шаров, — это художественная работа, которую выполняет только сам автор. Таких шаров очень мало. Они высоко ценятся коллекционерами и просто любителями прекрасного.

Фабрика «ИНЕЙ»

В 1937г., в Москве на базе артели создается производственное объединение «Иней» (название «Иней» производство получило в 1990г.) специализирующееся по выпуску елочных украшений и уже через год после начала работы стеклянные елочные игрушки, изготовленные мастерами предприятия, были отмечены в печати («Игрушка» № 11 1938г). «Фабрика «Спортигрушка» выпускает к елке разнообразный ассортимент разрисованных шаров. Чего только нет на этих хрупких изящных шариках! Былинный эпос, сюжеты из народных сказок, персонажи из поэм Пушкина, произведений Маршака и Чуковского».

Временем расцвета стали 1950-1960-е годы. Изделия этих лет отличает особая теплота, мягкость и человечность образов. В этот период (1948-1963гг.) одним из художников предприятия была М.Н.Бартрам — дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Н.Д.Бартрама. Следующие десятилетия для «Инея», как и для большинства других традиционных промыслов, стали временем тяжелых испытаний, связанным с ослаблением творческого развития устойчивого художественного образа. К счастью, предприятие сумело в этот период сохранить потенциал и костяк коллектива творческих работников